Сматывайте удочки! В центре Сочи больше нет мест, подходящих для рыбалки

Ситуация с конфликтом между арендатором глубоководного сочинского причала и местными рыбаками-любителями постепенно достигает своего апогея. На почту Общественного Гражданского Движения «За Сочи!» пришло письмо:

Новость из разряда неприятных и даже ошеломляющих: в ближайшем будущем один из всеми любимых променадов курорта снова может быть отгорожен от моря высоким забором. Речь о причалах старой глубоководной гавани морского порта, тех, что находятся перед фасадом исторического здания морского вокзала со стороны моря, и за которыми на воде теперь — стоянка для яхт. Всё это сейчас именуется красиво и громко «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group», и арендуется ООО «БГ Консалтинг» у государства (весь порт, подчеркну, это федеральная собственность). 

Забор может снова появиться на кромке причалов. «Снова», потому что в недалеком прошлом он там был: вспомните, в 2014 году во время зимней Олимпиады акватория порта была огорожена, и люди гуляли вдоль решетки… Только тогда забор был временным, и все надеялись, что после Игр его уберут, что и произошло. А сейчас руководство «Burevestnik Group» вынашивает идею огородить весь периметр акватории уже стационарным забором. Формальный повод для его установки — безопасность.
На самом деле главная причина нового вероятного ограждения причалов — не безопасность, а… сочинские рыбаки-любители, которые в течение нескольких последних месяцев сражаются за своё, в чём они убеждены, законное право ловить рыбу в старой глубоководной гавани порта. И ведь до марта 2017 года рыбу в порту ловили! И рыбаки на причалах были как бы неотъемлемой частью старого порта и даже его своеобразной достопримечательностью.

В начале марта рыбалка в старом порту Сочи попала под запрет. На причалах появились заметные таблички: «Ловля рыбы запрещена. КоАП ст. 8.37, ч.2. Штраф 2000 – 5000 руб. Администрация». Среди сочинских рыбаков-любителей есть юристы, которые сразу посчитали, что указанная на табличках статья Кодекса об административных правонарушениях никоим образом не может быть основанием для запрета любительской рыбалки в порту, но люди возмущались поначалу тихо и только между собой, полагая, что вот закончится действие весенних ограничений на вылов рыбы в связи с нерестом, которые в действительности никак не отражались на любительской рыбалке, что вот пройдет традиционная весенняя выставка яхт и автомобилей в порту, и таблички уберут.
Мероприятия закончились, но ничто не изменилось. Таблички на своих местах, запрет действует, причалы охраняет ЧОП «Легион», бойцы которого настойчиво и не всегда вежливо пресекают любую попытку не то что забросить, а даже развернуть удочку.
Страсти, что было ожидаемо, стали накаляться. Сейчас конфликт разгорается и становится таким, от которого просто так уже не отмахнуться.

В порт на рыбалку приходило, по прикидкам инициативной группы, представляющей интересы рыбаков-любителей, не менее пяти тысяч жителей Центрального района Сочи. Понятно, что рыбаков никто не считал: люди, сменяя друг друга, рыбачили в порту ежедневно с раннего утра до позднего вечера. Случались дни, когда в порту одновременно собиралось не менее полутысячи рыбаков.
Подавляющее большинство — пенсионеры, пожилые сочинцы, уровень жизни которых, что всем известно, чрезвычайно низок. У них нет денег на транспорт, чтобы ездить на окраины Сочи, туда, где для рыбалки еще можно найти «дикие» безлюдные пляжи, и тем более нет средств, чтобы арендовать для рыбалки катера, предлагаемые «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group». 

Для них любительская рыбалка — это и единственное доступное развлечение, и клуб, где пожилые люди общаются, не опасаясь непонимания и пренебрежительного отношения к себе, и, конечно же, это ещё и способ разнообразить свой стол. Для тех, кто не знает: в Сочи свежая черноморская рыба продается по ценам, в два, три, а то и в четыре раза превышающим стоимость парного мяса. Например, килограмм мелкой ставриды, о которой говорят, «даже смотреть не на что», стоит на местном рынке не дешевле 600 рублей.
Но будет ошибкой считать, что в Сочи любительская рыбалка — это удел одних пенсионеров. Сейчас ею увлекаются и люди среднего возраста, и молодежь, и мужчины, и женщины. В порт с удочками и спиннингами часто приходили семьями. Кстати, и сочинские магазины рыболовных принадлежностей чувствуют себя неп***о, несмотря на тревожную для всего местного малого бизнеса ситуацию, множественные закрытия и банкротства предприятий.

Почему «свет сошелся клином» именно на причалах глубоководной гавани старого порта? Разве в Сочи, в городе, расположенном на берегу Черного моря, больше нет мест, подходящих и удобных для рыбалки? Да, в Центральном районе города ловить рыбу больше негде. Особенно летом, когда всё побережье превращается в одну сплошную «зону купания», внутри которой рыбалка и не возможна, и запрещена.
Справедливости ради отмечу, что небольшая часть порта пока остаётся открытой для рыбаков — мелководные причалы № 9 и № 10, общей протяженностью порядка 60-70 метров. Но для рыбалки они не удобны, потому что там, в тесной мелководной гавани, постоянно снуют прогулочные катера, и рыбы в ней почти нет, и рыбаки на этих причалах стоят, или сидят на раскладных стульчиках, так плотно, что их снасти постоянно переплетаются, и рыбалка из полезного и приятного времяпрепровождения превращается в занятие очень нервное.

Рыбаки-любители, повторю еще раз, считают, что запрет на рыбалку с глубоководных причалов порта, введенный руководством компании «Burevestnik Group», противоречит действующему законодательству РФ, что он ущемляет их права, и чтобы доказать это, они собрали пакет документов, в котором — выдержки из законов, актов, постановлений и решений, подтверждающих, что любой гражданин вправе забросить с причала в воду леску с крючком и наживкой.
Понятно, что рыбакам-любителям, чтобы отстоять своё право, придется пройти долгий путь в виде переписки с различными инстанциями и судебных разбирательств. За это время в акватории порта может смениться не одно поколение рыб… Поэтому радикально настроенная часть сочинских рыбаков выбрала другую тактику действий и, чтобы «достучаться» до руководства «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group», устраивает на глубоководных причалах старого порта «протестные мирные рыбалки».

До сих пор это выглядело так. Рыбаки собирались на причале, там, где установлены запрещающие таблички, и начинали готовить свои снасти. Их тут же окружали охранники ЧОП и требовали, чтобы люди сматывали удочки в прямом и переносном смыслах. Далее происходили словесные перепалки на повышенных тонах. Рыбаки кричали, что решение запретить здесь рыбалку незаконное, и требовали предъявить им официальный документ, на основании которого введен запрет. 

Охранники отвечали, что никакого документа у них нет, что им он не нужен, что они — наемные работники, которым приказано никому не разрешать рыбачить на причалах, и что этот приказ они будут выполнять «любой ценой», потому что в противном случае им не выплатят зарплату…
Протестные акции пока заканчивались тем, что к группам возмущенных рыбаков приходили представители руководства ЧОП «Легион» и службы безопасности «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group», которые гасили конфликты обещаниями «урегулировать проблему», «найти компромиссное решение», «учесть позицию рыбаков и донести её до вышестоящего начальства»… 

Однако время идёт, никаких компромиссных решений нет, запрет на рыбалку не отменяется и рыбаки настроены продолжать свои протесты, собирая для этого все больше и больше людей.
К слову сказать, полицейские, а в порту постоянно дежурят наряды полиции, в конфликты рыбаков с частными охранниками пока не вмешивались.
Примечательно, что до сих пор никто из руководства «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group» с рыбаками не встречался, и не объяснял им, почему и на каких основаниях был введен запрет. Мне, как журналисту, который пытается разобраться в проблеме, удалось связаться с руководителем компании «Burevestnik Group» (её головной офис находится в Москве) Андреем Бойко, и получить от него ответ на вопрос, почему была запрещена рыбалка в старой глубоководной гавани порта Сочи?
Как следует из письма господина Бойко, которое я получил по электронной почте, руководство компании запретило любительскую рыбалку с глубоководных причалов по следующим причинам:
1. Рыбаки оставляют после себя много мусора. Они не просто рыбачат на причалах, а тут же едят, употре***ют алкогольные напитки, курят, бросают объедки, огрызки, обёртки и окурки на причал и в акваторию марины.
2. Рыбаки, особенно подвыпившие, ведут себя на причалах вызывающе, громко и нецензурно бранятся, не обращая внимания на то, что рядом с ними прогуливаются люди с детьми.
3. Неопрятный облик рыбаков, их грязная и поношенная одежда вызывают неприятие и отрицательные эмоции у граждан, посещающих порт.
4. Несколько раз были зафиксированы случаи, когда забрасываемые рыбаками снасти попадали в корпуса яхт и повреждали суда.
Это всё. Правда, есть еще пятый пункт: господин Бойко сообщает, что отмечены и криминальные ЧП: кто-то взламывал замки на ограждениях понтонных причалов и совершал кражи ценных вещей и оборудования с яхт. Он утверждает, что эти действия совершали рыбаки и что это якобы подтверждается видеозаписями с камер наблюдения и показаниями свидетелей. Но, на мой взгляд, навряд ли именно рыбаки проникали на яхты с целью ограбления. 

Невозможно представить, чтобы кто-нибудь из них, находящихся на причале в окружении множества людей, отложил свою удочку и на виду у всех вдруг начал ломать замок на двери, преграждающей вход на понтон, и затем, под радостные возгласы толпы, например, «Давай, братан, грабь буржуев!», принимался обносить лодки… 

Случаи воровства в «Sochi Grand Marina by Burevestnik Group», если об этом пишет руководитель предприятия, очевидно, были, но связывать их с рыбаками-любителями и тем более обвинять в воровстве рыбаков, по-моему, некорректно: соответствующих приговоров суда нет.
А вот с первыми четырьмя пунктами «обвинений», предъявленными руководством «Burevestnik Group» рыбакам-любителям, нельзя не согласиться. Да, всё это было — и мусор, и пьянство, и нецензурная брань, и неопрятный внешний вид, и то, что тяжелые рыболовные грузила иногда попадали в лодки. 

Но отвратительно вели себя не все рыбаки, а лишь единицы, и абсолютное большинство ловило рыбу в порту лёгкими поплавочными удочками, которыми невозможно повредить яхты, и почему из-за нескольких «паршивых овец» пострадали все любители рыбалки, в большинстве своём — люди адекватные и вежливые? 

Почему наряды полиции и бойцы ЧОП «Легион» не пресекали действия тех самых «паршивых овец», не составляли протоколы, не отправляли дела в суд, чтобы нарушители общественного порядка понесли заслуженное наказание? Почему вместо того, чтобы обсудить ситуацию с рыбаками-любителями, разработать совместные действия по поддержанию порядка в порту, в котором рыбаки заинтересованы не меньше руководства компании, было выбрано примитивное и, по всей видимости, все-таки незаконное решение — запретить рыбачить всем поголовно, ставшее сегодня причиной уже не просто возмущений, а обостряющегося конфликта?
Я предложил господину Бойко встретиться с сочинскими рыбаками-любителями, поискать компромиссные решения, но его ответ не оставил надежды (цитирую дословно): «На причале 2-4 лова не будет НИ ПРИ КАКИХ условиях!!! В крайнем случае, я закрою причалы жесткими заборами снова и, в интересах транспортной безопасности, восстановлю пропускной режим. Но тогда это будет касаться всех причалов, включая 9-10»…

А ведь позицию руководства «Burevestnik Group» можно понять и, хорошо поразмыслив, даже принять. Пролистайте страницы сайта компании, посмотрите, как и какой она себя представляет. Какая это красота! Какой шикарный вид! В самом центре главного курорта России — великолепная марина! 

Бирюзовое море, стройные ряды сверкающих хромом и лаком яхт, среди которых и те, которые относятся к категориям «супер» и «мега», и о стоимости которых простым смертным лучше не знать. Здесь яхты и катера стоят в акватории; яхты, катера и престижные автомобили с ценниками, как в магазине, возвышаются на подиумах, смонтированных на причалах; изображения яхт и катеров — на билбордах и на больших фотографиях в лайтбоксах.
На этих снимках, на катерах и на палубах яхт, запечатленных на фоне райских островов, — счастливые молодые люди с крепкими загорелыми телами… Здесь же, на тех же глубоководных причалах марины, — магазины с дорогой одеждой всемирно известных брендов, один из лучших в Сочи ресторанов, бары и кафе… Ну не сочетается со всем этим, не вписывается во всю эту красоту разношерстная армия сочинских рыбаков-любителей! Она для этого мира — абсолютно инородная субстанция, от которой попросту захотели избавиться.

Что-то подсказывает, что и сочинская мэрия, и администрация Краснодарского края, и Министерство транспорта РФ, и Росморпорт, и другие инстанции, к которым намерены апеллировать рыбаки-любители, согласятся с позицией «Burevestnik Group», и запрет на рыбаку в старой глубоководной гавани порта узаконят и сделают вечным. Или, что тоже очень может быть, «Burevestnik Group», как пообещал руководитель компании, снова огородит акваторию забором и введет в порту пропускной режим, объясняя всё это необходимостью усилить меры, предпринимаемые для обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры…
А ведь вышеописанную проблему и зреющий, подобно вулкану, конфликт можно разрешить без каких-либо дополнительных материальных затрат, относительно легко — всего несколькими росчерками пера, лишь проявив желание помочь людям. К Олимпиаде порт Сочи был реконструирован: рядом со старой гаванью, дальше в море, построили новую, которую теперь называют круизной. Огромная акватория в виде ковша ограждена многокилометровыми молами с причалами. 

Предполагалось, что в этот порт будут заходить иностранные круизные суда, но после Игр в отношениях России с остальным миром случились известные события, и новый порт оказался практически невостребованным. Уже третий год его причалы львиную долю времени не используются. Там же — здание нового морского вокзала со всей необходимой и пока простаивающей без дела инфраструктурой. Почему бы не разрешить рыбакам-любителям рыбачить с причалов нового порта?
Я обсуждал этот вопрос с сочинскими любителями рыбалки — все они только «за». Более того, люди говорили, что они согласились бы с тем, чтобы вход на причалы нового порта был для них платным. Например, всех их устроила бы цена до 100 рублей за день рыбалки. В старом порту ежедневно рыбачило около 500 человек, то есть выручка от продажи билетов на рыбалку в новом порту могла бы составлять сумму порядка 50 тысяч рублей в день (около 1,5 миллиона рублей за месяц), что точно покрывало бы расходы и на уборку территории, и на проведение досмотра рыбаков, чтобы в порт не проносили запрещенные предметы и вещи. 

Рыбаки-любители готовы с пониманием относиться к тому, что в новой круизной гавани будут установлены строгие правила рыбалки, включающие такие пункты, как, к примеру, запрет на употребление спиртных напитков, включая и пиво, и согласны неукоснительно соблюдать санитарные нормы и правила безопасности, и не выходить за рамки запретов, ограничивающих процесс рыболовства.
А если подойти к делу творчески, то морскую рыбалку в круизной гавани порта Сочи можно сделать и прибыльным предприятием с новыми рабочими местами, и ещё одной отличной сочинской фишкой, потому что это предложение наверняка будет интересным не только рыбакам-любителям всех районов курорта, но и любителям рыбалки из других российских городов и весей. Ну а в том, что рыба в новой гавани имеется, можно не сомневаться — она там есть и её там много!
Согласитесь, здесь есть над чем подумать.

Игорь Чернов, журналист, пенсионер, рыболов-любитель.
+2

Сейчас обсуждают

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.