Автомобильная недвижимость

        На  почту ogdzasochi@gmail.com поступило интересное письмо-размышление нашего уважаемого земляка, Юрия Алексеевича Медведева. Тема, которую поднимает автор, очень важная для нашего города. 

       Про транспортные заторы, которые народ называет «Пробками», знают все. Однако, действующие в РФ Правила дорожного движения не содержат прямого  определения понятий  «затор» и «пробка». Кроме  предупреждающего дорожного знака «Затор», предназначенного для временного размещения перед развилками, на которых водители могут выбирать направление объезда.
        Проблема автомобильных  «пробок» не является местной или федеральной проблемой, а давно значится общемировой.
В книге рекордов Гиннеса зафиксирована самая длинная пробка -в  200 километров. Она случилась во Франции в конце августа, когда народ возвращался с отпусков. Мы с женой оказались в этой пробке когда возвращались с экскурсии «Замки долины Луары». Но там была альтернатива движению – параллельно шла платная дорога. Пришлось раскошелится.
             В книге рекордов зафиксирована пробка, самая большая по времени – 12 суток. Это имело место в городе Ухани в КНР и связана с массовым вывозом угля для электростанций в зимний период.
Поэтому не удивительно, что проведено множество научных исследований по затронутой тематике.
Причиной заторов на дорогах является повышение плотности потоков автомобилей, превышающих пропускную способность дорог или снижение пропускной способности дороги.

             Увеличение потока машин может быть вызвано:

- Массовыми сезонными миграциями населения к местам отдыха и обратно;
- Ежедневные поездки на работу и обратно на личном транспорте;
-  Появление потока машин в объезд  места перекрытия  для проезда кортежей или проведения массовых мероприятий.
Все эти факторы, характерны и для Сочи. 

Фотография с сайта DriveNews 

Причины сокращения пропускной способности дорог делятся на постоянные и случайные.
  Постоянные причины снижения пропускной способности:
а) Неправильная конструкция дорог:
       - наличие резких сужений;
       - наличие изломов дороги, поворотов, вынуждающих водителей снижать скорость;
      - наличие  нерегулируемых перекрестков, въездов и пешеходных переходов;
б)Стоянки и остановки автомобилей на проезжей части вне специальных карманов; 
в)Несогласованность работы светофоров, приводящая к остановкам транспорта на всех перекрестах.
Целью настоящей статьи является ознакомление с некоторыми методами борьбы с пробками, исходя из опыта других городов России и мирового опыта. И предложение метода борьбы с одной из причин снижения пропускной способности дорог – стоянки и остановки автомобилей на проезжей части вне специальных карманов.
Негативные последствия заторов:
- Резкое снижение пропускной способности дороги;
-Нарушение работы экстренных и оперативных служб;
- Общее увеличение времени в пути, приносящее экономический ущерб из-за потери времени, опозданий.
Москва из-за пробок теряет более 10 процентов валового продукта. Каждый москвич в среднем проводит в пробках 57 часов за год. Каждый лондонец за тот же период  теряет  – 101 час;
- Непредсказуемость времени в пути. Отсюда опоздание на самолет – что часто случается в Сочи;
-Увеличение расхода топлива, выброса вредных веществ;
- Увеличение износа автомобиля;
- Увеличение шума; 
- Увеличение аварийности.
- Стресс водителей и пассажиров;
Самая серьезная проблема у застрявших в пробках – отсутствие туалетов. Особенно, если пробка не стоящая, а едва движимая. В Бразилииизобрели мобильные индивидуальные туалеты специально для пробок.
Оказалось, что время, проведенное в пробках, можно использовать с пользой. Например, изучать иностранные языки.  В СМИ была информация, как один пассажир за счет пробок подготовил кандидатскую диссертацию.
В Мексике есть службапомощи застрявшим в пробке. По звонку прибывают на мотоцикле два человека. Один остается в автомашине водителем, другой на мотоцикле доставляет звонившего в нужное ему место.
Увеличение пропускной способности дорог:

                      1. Налаживание работы общественного транспорта, который имеет большую провозную способность, чем личный транспорт. Общемировое соотношение при перевозке людей:
80% -на общественном транспорте
20 % - на личном;
В ССС Р это соотношение было 93% к 7 %
В России сейчас: 70% и 30% - соответственно. Надо уменьшить последнюю цифру хотя бы до 20%.
           В Германии власти Лейпцига сделали бесплатным проезд в электричках и трамваях по предъявлению паспорта автомашины -   для водителя, и для членов его семьи.
В Лондоне значительно снизили стоимость проезда в общественном транспорте. Осознав, что передвигаться на общественном транспорте дешевле, многие автомобилисты пересели на автобусы.
            В Греции: в четные дни в центр могут въезжать машины с четными номерами. А по нечетным, соответственно, с нечетными номерами. Это вызвало бурю  возмущений у водителей машин  с четными номерами, поскольку четных дней в году на 7 меньше, чем нечетных.
             Власти  Парижа избрали другую тактику поддержки общественного транспорта. На всех основных магистралях выделены отдельные полосы для автобусов, а так же  для такси. И если автомобилисту вдруг вздумается сократить время в пути, проехав по этой полосе, он будет оштрафован на крупную сумму.

                           2. Смещение времени работы разных организаций

      Ранее в Сочи такое практиковалось, правда цель тогда была другая. Пробок еще не было, но в часы пик автобусы не успевали перевозить огромное число пассажиров.

                           3.Создание перехватывающих парковок.

      Жители пригородов и спальных районов оставляют свои машины  на перехватывающих парковках и далее добираются общественным транспортом.  В Центральном районе перехватывающую парковку наметили на месте бывших  очистных сооружений на левом берегу реки Сочи по улице Конституции СССР напротив торгового комплекса Моремолл.

                         4.Создание условий для пересадки на велосипеды. 

       Особенно в этом преуспели в Голландии и Дании. Мне пришлось побывать в Дании 10 дней по депутатскому обмену в городе Оденсе – столице острова Тюн. По численности населения Оденс соизмерим с Сочи. Там все ездят на велосипедах. Для этого созданы условия. На новых магистралях обязательно велосипедная дорожка по обеим сторонам улиц. В старой части города половина тротуара отводится для езды на велосипедах. Там, где ширина проезжей части дороги и тротуара недостаточны, преимущество движения по проезжей части передано велосипеду.

В Оденском университете обучаются 10 тысяч студентов. Здание университета стоит на сваях. Под зданием стоянка на 12 тысяч велосипедов. Видеть сразу 12 тысяч велосипедов мне ранее не приходилось.
На велосипедах передвигаются все. И пожилые дамы, и матери одного и двух детишек. Если один, то в сиденье на раме. Если двое, то дети в легком прицепе сзади. Мама наблюдает за ними в зеркало заднего вида.
Главное, что пересадка на велосипеды не только решает проблему пробок – их в Дании просто не стало, но и очень полезна для оздоровления нации.

                             5.Изменение числа полос движения в одну и другую сторону по мере необходимости.

В Санкт – Петербурге на всех магистралях выезда из города число полос движения в одну и другую сторону может изменятся. В пятницу, и утром в субботу, когда имеет место массовый выезд на дачи, число полос на выезд три, а на въезд одна. В воскресенье вечером и в понедельник утром, наоборот, на выезд одна, на въезд три.

                             6. Правильная настройка светофоров, централизованное управление движением.

Много лет назад догадались учитывать весь транспорт, подходящий к перекрестку с разных улиц. От этого зависит время свечения   того или иного цвета светофоров. Начали эти работы с города Алма-Ата, где все улицы параллельны или перпендикулярны друг другу. В этом вопросе преуспел Белгород – там не стало пробок только  по этой причине.

                      7. Ограничение въезда определенных видов машин  в определенные часы или в определенные районы.
         Так поступили во многих городах России и зарубежных стран.

                         8. Установление платного проезда в отдельные района города, например, в центр.

        Так поступили в Лондоне.

                          9. Запрет стоянки по краю проезжей части.

        Для Сочи это главная причина автомобильных пробок. Просто у нас машин больше, чем пропускная возможность дорог.
        На 1 января 2018 года численность постоянного населения составило 507 365 человек. За годы, прошедших после Олимпиады – 2014 года численность населения увеличилась более, чем на 200 тысяч человек,  и сегодня составляет 720 тысяч. Город оказался к этому не готов. Инфраструктура курорта не поспевала за ростом населения.
Если семья  покупает квартиру в Сочи, ее бедной не назовешь. У нее наверняка есть автомашина, а то и не одна. Результат – возродившиеся  пробки на улицах города.

К Олимпиаде их не стало, благодаря строительству  автомобильных туннелей и развязок. Но теперь они вновь появились. Курорт Сочи уже впереди России всей по числу личных автомашин на 1 000 человек. Их число составляет 419, в Москве – 360, в Краснодарском крае – 309. Для интереса эта цифра для  многих городов США превышает 900.

Такое количество транспорта надо  где-то разместить. Крытых и открытых стоянок в Сочи крайне мало. Надо строить, строить и строить. А на какие средства? И тут поступило предложение от старожилов Сочи. Очень интересное предложение, которое просили меня озвучить для обсуждения общественностью города.

  Автомашины заполонили почти все улицы курорта. Если начать перечисление улиц, где стоят машины, то времени не хватит. Проще перечислить, где их нет.
Стоят в карманах остановочных пунктов и водители автобусов вынуждены высаживать пассажиров на проезжей части дороги.  Располагаются под знаками «Стоянка запрещена».

  И почему-то никто не ведет с этим борьбу. Я помню время, когда занятие кармана  автобусной остановки обязательно  каралось солидным штрафом.

Почему полиция бездействует и почему с этим мирятся местные власти?  Ответ очевиден – нет материального интереса. Хлопот много, а все полученные штрафы уходят в краевой бюджет.

   Если убедить краевые власти в том, чтобы  в порядке эксперимента,  штрафы за нарушение правил парковки оставались в Сочи с целевым назначением на строительство парковок, то очень быстро положение исправится, и не будет необходимости парковать машины на обочине дорог.

Подобный опыт в Сочи имел место. В 1993 году Верховный Совет РСФСР принял решение в течении трех лет оставлять все собранные в городе налоги в городском бюджете. В то время в бюджете России бюджет Сочи шел отдельной строкой. Это позволило в самое смутное время 90-х годов не иметь задержек по зарплате врачам, учителям, другим муниципальным служащим.

  Нужно сказать, что нечто подобное уже предлагалось сделать много лет тому назад. Депутат от Сочи в краевом Совете народных депутатов (фамилию уже не помню, но помню цвет его ярко рыжих волос) разработал проект строительства многоэтажных парковок для легковых машин. Сам же разработал подъемное устройства – последнее  меня особо заинтересовало как инженера подъемно – транспортных машин.

Он подсчитал стоимость машино-места и оно оказалось много меньше, чем в действующих парковках. Его бизнес – план был таков: Построил одну парковку, продал её, и на вырученную прибыль можно построить следующую. И так продолжать до полного насыщения города парковками.

Он обратился ко мне с просьбой предложить его бизнес знакомому мне по совместной учебе краснодарскому бизнесмену. Я показал альбом и расчеты своему знакомому. Его ответ меня удивил. Он ответил отказом под таким мотивам. Вся прибыль от продажи первого здания парковки, уйдёт на подкуп сочинских чиновников, чтобы получить землю под второе здание. И так в дальнейшем будет.

Решили проблему средств на строительство парковок – это штрафы за нарушение правил парковки. Но есть другая проблема – это получение места под здание парковки. Мест не хватает для строительства школ, детских садиков, поликлиник и других социальных объектов.

Был предложен революционный метод – в гаражных кооперативах снести малоэтажные гаражи и на этом месте возвести многоэтажную стоянку. Владельцам снесённых гаражей бесплатно предоставить здесь блоки под стоянку машин. Представляю как это сложно осуществить.
Может быть выход в подземных парковках?

Для этого необходимы гидрологические изыскания, чтобы знать где есть подземные воды и на какой они глубине. Нельзя повторять ошибку со сносом кинотеатра  «Спутник». На его месте планировали строительство высотки с подземной парковкой в три этажа. После сноса «Спутника» пробурили два десятка скважин и увидели воду в каждой скважине. Она была на глубине менее одного метра.

Вспоминаются планы бывшего мэра Сочи  В.А. Воронкова по освоению подземного пространства  привокзальной площади. Если там нет подземных вод, то почему бы не воплотить эти планы в жизнь.
Необходимо принять решение, чтобы при строительстве в каждом доме была предусмотрена подземная парковка на количество машино-мест не менее количества квартир в строящемся доме. Можно строить подземную парковку и в давно построенных домах. Такой опыт в Сочи есть. На Цветном бульваре один ресторан построил подземную парковку для автомашин посетителей. Конечно, это дороже, чем при новом строительстве, но все -таки возможно.

  Один из старожилов Сочи, предложивших планы борьбы с постоянными пробками, подсказал еще один путь строительства подземных стоянок… в горах. Я с ним беседовал о военных годах много лет назад, когда готовил  статью. Он рассказывал о войне с Японией, о японских аэродромах  внутри гор, о  накапливании внутри гор танков, артиллерии, живой силы, которые неожиданно появлялись из под земли. В Сочи много гор, возвышенностей, где можно было бы размещать парковки автомашин.

Есть еще одна проблема, связанная с парковкой автомашин. Частные машины заполонили наши дворы и всё  придомовое пространство. Сколько в Сочи сгорело домов из-за невозможности подъезда пожарной техники. Сколько машин «Скорой помощи» не смогли забрать больных.

Каждый владелец машины старается застолбить место стоянки, устанавливая металлические конструкции разных видов. Сколько конфликтов, доходящих до драки, случается по этому поводу.
А все из-за невыполнения управляющими компаниями и администрациями районов своих прямых обязанностей в наведении порядка в этом вопросе. Часто после сноса парковок они через короткое время появляются вновь на тех же местах. Здесь должен быть внедрён системный подход, и более строгие меры воздействия, а не ожидание жалоб жителей. 

Я выполнил просьбу сочинских старожилов и озвучил их предложение. Насколько оно реально судить не берусь, но чувствую, что здесь что-то есть.

  Юрий Медведев, журналист, общественный деятель, в прошлом депутат Городского Собрания Сочи

PS Хотелось бы добавить несколько слов по случаю. В-первых, перед Олимпиадой говорили про перехватывающие парковки, одну даже построили, на улице Пластунской напротив нового Роддома. И что же? Сейчас там частная платная парковка))) Причём по решению суда, который даже не спросил реального собственника ФГБУ "Черноморье", которое теперь судится, однако, недавно проезжала частники никуда не делись)

Ну и во вторых, опять же в году эдак 2015 в голову тогдашнего мэра города А.Н.Пахомова пришла ( а может посоветовал кто)))  пришла умная мысль: а давайте ка разгрузим центр и построим на муниципальной земле три многоярусных парковки. Недолго думая сделали: два участка забрали у детских внешкольных центров на улицах Гагарина и Конституции, и один на улице Орджоникидзе возле бывшего кинотеатра Стерео, ныне Городское Собрание Сочи. На Орджоникидзе тогда и так была парковка, машин 10-15 помещалось. Что же теперь? На Гагарина и Конституции только два верхних этажа остались под парковки, остальное всё сдано под коммерческую недвижимость. Последней пала парковка на Орджоникидзе, помню как в 2018 году Пахомов бегал вокруг этого здания, когда собственники хотели из этой парковки полностью сделать коммерческие помещения. Тогда он этого сделать не дал. Прошло 4 года и всё равно парковки там нет.

Так что, чтобы ни строили у нас в городе, всё равно получится либо МКД, либо коммерческие помещения. Иного не дано.
+4

Сейчас обсуждают

Комментарии   4

  1. proff от 10 февраля 2023 16:20
    а) Неправильная конструкция дорог:
           - наличие резких сужений;
           - наличие изломов дороги, поворотов, вынуждающих водителей снижать скорость;
    Почему Вы решили, что она неправильная?
    Одна из целей в современном планировании транспортной инфраструктуры городов - успокоение движения.
    В городской застройке не должно быть дорог, на которых конструктивно можно разогнаться больше разрешённой скорости (20-40-60 км/ч).
    Исключение - городские магистрали, на которых отсутствуют пересечения и пешеходные переходы в 1 уровне, и которые защищены от выхода людей на проезжую часть.
    Для успокоения движения специально используются технические мероприятия: сужения, изломы, искусственные неровности. Эти мероприятия позволяют сохранять жизни.
    в) Несогласованность работы светофоров, приводящая к остановкам транспорта на всех перекрестах.
    Это ещё одно мероприятие по успокоению движения. 
    Например, в Барселоне светофоры специально настроены так, чтобы не возникало "зелёной волны" и автомобили не имели возможности разгоняться выше безопасной скорости.


  2. proff от 10 февраля 2023 16:34
    Жители пригородов и спальных районов оставляют свои машины  на перехватывающих парковках и далее добираются общественным транспортом.
    Эта мера работает, только если в городе развита сеть внеуличного общественного транспорта.
    В Сочи из внеуличного - только электропоезда. 
    Если реализовать проект городской электрички (Жадёнова в Сочинском филиале РУТ/МИИТ в своё время разрабатывала такой проект по нашему заказу), то перехватывающие парковки у опорных станций могут иметь смысл.
    перехватывающую парковку наметили на месте бывших  очистных сооружений
    На этом участке уже во всю Декатлон правильный торговый центр строят, разве нет? С парковкой, да.
    5.Изменение числа полос движения в одну и другую сторону по мере необходимости.
    Работает только на дорогах, где больше 4 полос. Не только в СПб, кстати. но и в Самаре, и в других городах.
    В Сочи нет подходящих дорог.


  3. proff от 10 февраля 2023 17:15
    Такое количество транспорта надо  где-то разместить. 
    Нет, нет и ещё раз нет.
    Для крупных городов основная цель градостроительной и социальной политики - мотивировать людей к отказу от использования личного транспорта
    Владение личным автомобилем в городе должно стать роскошью, его использование - дорогим и неудобным.
    А на какие средства?
    Не нужно изобретать велосипед. Все решения давно придуманы и успешно апробированы в других странах, раньше нашей столкнувшихся с гиперавтомобилезацией. 
    В Японии, крупных городах Китая и т.д. невозможно купить машину, не купив для неё парковочное место.
    За место для своего автомобиля должны платить автовладельцы, это разумно и справедливо.
     И почему-то никто не ведет с этим борьбу.
    и почему с этим мирятся местные власти? 
    До 2022 г. у муниципалитетов не было нормативной возможности этим заниматься. Изменения в законодательство, позволяющие органам местного самоуправления привлекать к ответственности за нарушение правил парковки, вступили в силу только в прошлом году. До этого полномочия были лишь у ГИБДД, которой оно нужно, как зайцу - стоп-сигнал.
    все полученные штрафы уходят в краевой бюджет
    Вы не совсем правы.
    В краевой бюджет, а точнее - в краевой дорожный фонд, поступают штрафы за нарушение ПДД. В том числе за парковку в неположенном месте.
    Штрафы за нарушение правил парковки на муниципальных (платных и бесплатных) парковках, в т.ч. за их неоплату, поступают в местный бюджет.
    Если забрать деньги от штрафов из краевого дорожного фонда, и оставить их в Сочи "с целевым назначением на строительство парковок", то на такую же сумму снизятся возможности фонда по ремонту и строительству дорог в Сочи.
    Получается, вместо ремонта и строительства дорог для всех жителей города, Вы предлагаете тратить деньги на парковки для автобомжей.
    Очень несправедливо, Вам так не кажется?




  4. proff от 10 февраля 2023 17:29
    Кстати, в Москве деньги, собранные за платную парковку, а также штрафы за нарушение правил парковки, принципиально НЕ направляются на строительство дорог и стоянок. Все собранные средства идут на благоустройство дворов и социальных объектов.
    Потому что, ещё раз повторю, основная задача транспортной и социальной политики города (Москвы, Краснодара, Сочи, любого крупного города) - демотивировать жителей и гостей города пользоваться личным автомобилем.

    Чем больше в городе будет дорог и стоянок - тем больше будет машин, тем больше пробок и выхлопных газов. Это зло, с которым нужно бороться.

    Деньги необходимо тратить на развитие общественного транспорта, велоинфраструктуры, на создание рабочих мест рядом с местами проживания и т.д., а не на бессмысленные бетонные коробки для бессмысленных железных коробок.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.