Поход на Монашку. Как мы отметили СВОЙ День Туриста

Этот текст написан в начале октября 2017 г.  Кое-что в тех местах, наверно изменилось. Из того, что сотворяет с природой Сочи человек. Но Аибга и Монашка, Слава Богу, на месте. Рассказ о том, куда могут завести туристические сайты, горах, блужданиях, медвежьих следах и "убогих" домишках...

Вчера мы совершили свое "восхождение" на горку Монашка. В кавычках пишу, т.к. это, действительно, горка. Высота всего 758 м. Относительно 2-3х тысячников, окружающие поселок Красная поляна, и не высота вовсе.

В книге Б.А.Тарчевского "Горы Сочинского Причерноморья" об этой вершине читаем:
"Расположена в 2 км к западу-юго-западу от центра Красной поляны и в 750 м от правого берега реки Мзымта. Другое название - Кругозор Ефремова, данное в честь Юрия Константиновича Ефремова-ученого-географа, поэта, писателя, автора замечательной книги "Тропами горного Черноморья".

На этой горе покоится его прах. 1 мая 2013 года Ефремову исполнилось бы 100 лет. Сюда, к скромному памятнику в виде тура из камней, какие устанавливают на вершинах альпинисты, часто приходят поклонники творчества Юрия Константиновича - краеведы, экскурсоводы, туристы. С вершины открывается великолепный вид на Красную Поляну, массив Псеашхо и другие горы."

Вот по этим всем причинам мы тоже решили подняться на Кругозор. Почтить память выдающегося человека и ученого, защитника Кавказского заповедника, беззаветно влюбленного в природу нашего края. Собственными глазами увидеть прославленный вид на горный поселок и панораму вершин. Ну, и кроме того, мы тоже имеем непосредственное отношение к туризму по роду своей деятельности. Когда наши сотоварищи по туризму отмечали праздник-30 сентября, мы по ряду причин не смогли этого сделать. И назначили собственный День Туризма. Он выпал на 4 октября.

Мои "достижения"
Так уж случилось, что про Ефремовский кругозор мы наслышаны хорошо (в Сочи ведь живем!), но самим туда подниматься до вчерашнего дня не довелось. Первоначально, моей идеей было пойти к Ачипсинским водопадам через Красную поляну, самым дальним путем-вдоль русла Бешенки. Но муж отказался наотрез, сказав, что я не осилю 12 км и загнусь на второй тысячи метров. Т.к. в вопросе горных походов я ему доверяю на все 100% (в университетском прошлом он основательно занимался альпинизмом и поднимался на всякие высоченные вершины), то пришлось от этой идеи отказаться. Коллективно выбрали Монашку. Близко и легко. Как сообщают многочисленные форумы, отзывы и сайты, это маршрут доступен для "людей с любым уровнем физической подготовки, даже нулевым, даже для сердечников и диабетиков".
Но как оказалось, есть еще категория людей, имеющих уровень подготовки ниже нулевого. Про себя говорю. До вчерашнего дня я считала, что кое-чего могу в плане прогулок по горам. Ну как же! На Анакопию в Абхазии (Новый Афон) поднималась (345 м), на Каменный столб (2509 м), в "Парке водопадов" Большое кольцо неоднократно за это лето прошла. Гордясь своими "достижениями" я как-то не взяла в расчет, что и в "Парк" и к подножию Каменного столба меня доставляло кресло канатной дороги.

Пройти-подняться ножками там оставалось чуть больше километра. Тут все оказалось не так.
Умные люди советовали
Готовясь к походу, мы проштудировали все описания маршрута к поляне Ефремова. Забегая вперед скажу, что или написаны они как-то не так или у нас с ориентированием на местности оказалось что-то не в порядке...сбиты прицелы, но Кругозор мы не нашли. Однако на Монашку поднялись. Более того, обошли по верхнему гребню ее по кругу и спустились гораздо выше того места, где начали восхождение.
По порядку.
Веди нас, Интернет!
Доехали на автобусе маршрута 105 до остановки "Вертодром" и двинулись по ул. Заповедной. Весной этого года я ходила несколько раз на дольмены. Одна и с туристами, (как-нибудь расскажу и про это).

Но это гораздо дальше того места, где советовали свернуть разные «опытные» люди, чтобы зайти на Монашку. Мы и свернули, там, где стоит рекламный банер "Пацха Ачишхо". В этом месте улицы Заповедная и Ачишховская встречаются.

Пошли налево, перешли мост через Бешенку и стали забирать левее, вдоль трубы. Там, кстати, две дороги. Помня "описания", мы сперва пошли по самой левой вполне себе проезжей дороге, идущей без всякого набора высоты. Но она уткнулась в закрытые на замок ворота. Табличка на них гласила, что за ограждением-территория Сочинского заказника Кавказского биосферного заповедника. И находиться на заповедной территории можно только имея на руках разрешение. У нас такого разрешения не было. Естественно мы знаем, что многие тропы и маршруты вокруг Красной поляны относятся к КБЗ. Но как-то в голову не пришло, что самая близкая к поселку "горка" тоже из заповедных.
Тогда решили подняться вверх по склону. Вдруг где-нибудь заповедная территория закончится и можно будет пройти? Так мы поднимались и поднимались. Поднимались и поднимались. Иногда эти подъемы весьма круты. Да что там! Все крутые...для того, кто привык разъезжать на экскурсии, сидя в удобном кресле минивэна. (Себя имею в виду).
Мама, зачем я сюда пошла?
Ноги, обутые в городские полукеды, скользили по глине и камням. Накануне прошел дождь. Было сыро и местами грязно. Ровной и горизонтальной тропа была лишь в начале. И там, где руины. Как мы поняли, это были руины средневековой крепости "Монашка-1". С виду - это небольшое, овальное по очертаниям углубление в земле, размером примерно 2,5 м на 4 м, с одной стороны защищенное стеной. Вернее от стены остался только ряд камней высотой менее метра. Остатки стены имеют видимое закругление. Возможно, что в этом месте находилась башня. Но это наши догадки.
Руины находятся на большой поляне. Посидели на поваленном бревне и стали снова карабкаться вверх. Когда в очередной раз я едва не покатилась вниз, то взяла в руки солидную палку и при ходьбе стала опираться на нее. Оказалось, что так идти гораздо легче. Хотя бесконечные подъемы изматывали невероятно. Про себя я ругалась и молилась одновременно. Муж подбадривал, говоря, что набор высоты здесь пустяковый-менее 200 м, и удивлялся, как это я поднялась на Каменный столб, если тут пыхчу как паровоз? От сворота у пацхи до поляны с руинами мы шли около часа.
Но вот пошел уже и второй час. Тропа вела за собой через лес, иногда через поваленные огромные деревья. Иногда становясь малозаметной, закрываясь ветками молодых деревцев. А вокруг-лес и лес.

Нас окружали дубы и каштаны. Я стала собирать неимоверно колючие каштановые шишки. Дубы обстреливали незваных гостей желудями. Некоторые из них отлупили меня по макушке. Вдруг раздраженно вскрикнула сойка, предупреждая обитателей леса о присутствии двуногих. По пути стали попадаться огромные буки. Таких внизу я не видела. Попробовала обхватить одного великана -рук не хватило. Ствол расходится книзу мощными "лапами", уверенно стоящими на земле. Они покрыты изумрудным мехом мха. Не буки, а неведомые диковинные звери передо мной.

Лес на вершине Монашке почти прозрачный, хоть и густой, без подлеска. Из-за листвы горы видны лишь в некоторых местах. Каждый раз после очередного подъема я с надеждой оглядывалась, надеясь увидеть эту самую "великолепную панораму". Но перед глазами-лишь зеленая завеса. Никаких кругозоров и открытых пространств. Да где же он?! (Кругозор).

Рубашка взмокла сразу, еще в начале нашего путешествия наверх. Мне казалось, что я не смогу сделать больше ни одного шага. Вот лягу здесь и умру. И пусть на меня сыплются листочки. И поют надо мной птицы. И плывут облака, которых не видно из-за верхушки леса. Но никакими силами не заставить меня снова передвигать ноги и преодолевать подъем. А за ним еще один. И еще. Однако ложиться пришлось бы на мокрую землю. Мне было жаль пачкать льняные светлые брюки. Оперевшись на палку, я отдыхала, пытаясь отдышаться. Снова тащилась дальше. Муж убежал вперед, вскоре я перестала его видеть. На мои "ау"-лишь только шелест падающих желудей. Муж убежал вперед, и я перестала его видеть. На мои "ау"-в ответ только шелест падающих каштанов и желудей.

Ты где?
Не сказать, чтоб я испугалась. Но идти уже не хотелось и не моглось. Только упрямство заставило меня двигаться вперед. Тропка то появлялась, то исчезала, то в стороне я замечала еще одну "вроде тропку", но шла все время прямо, забралась на очередной подъем и огляделась. Нет, ни Кругозора, ни мужа. Только выгоревший изнутри пень и старое костровище.
Муж позвонил и сообщил, что он нашел!
- Памятник нашел? (Ефремову)
- Нет, памятника нет, но видно горы. Иди все время прямо.
- Я и так иду прямо.

Муж пообещал, что через 5 мин я выйду на него. Но через 5 мин я поднялась по тропе еще выше и оказалась в тупике. Тропа исчезла. Хорошо еще, что не исчезла связь. Снова затренькал мобильник. Как два слепых стали выяснять, где кто находится. Друг-друга так и не поняли, потому что указатели мужа: "поднимись-спустись на горку" не действовали. Я уже много раз и спускалась, и поднималась. Но тут везде горки-пригорки! Мои указатели: "поваленные деревья и сожженные пни" тоже ясности не внесли. Такого "добра" на Монашке хватает.
Договорились, что я стану аукать и кукукать.
Результат нулевой. И только раз на 20й моего "кукареканья" муж позвонил и сообщил, что вроде очень далеко слышит какой-то звук. Пришлось еще энное количество раз голоснуть, прежде чем и я, где-то вдали услышала в ответ мужний позывной.  Стою на хребте, с двух сторон от меня-лощины, густо заросшие лесом. Со дна одной из них ко мне поднимается Булат.
- Пойдем, я нашел.
Мы прошли по хребту еще несколько минут. Тропа завернула налево и перед нами, в просвете между дубами, открылся вид на пики Аибги. Стволы обрамляли картинку словно рамка. У подножия холмика, который обогнула тропа, лежало бревно. Но все-таки, это был не Кругозор. Да и ладно! Всё-равно вид прекрасный. Ветки деревьев почти наглухо закрыли лежащий от нас внизу поселок. Виднелись лишь отдельные крыши.

Из дома мы прихватили фотоальбом "Горное Черноморье" с фотографиями Д.А. Комарова. На одной из них - вид на Красную поляну с Кругозора Ефремова (Монашка), где мы, по сути, должны были находиться. Но не находились...вид у нас перед глазами был совершенно другой. Присутствовала Аибга, но массив Псеашхо оставался за кадром. Вернее, за-лесом.

Напились чаю с абхазским лимоном. Перекусили печеньками. Пофоткались на андроид. И открылось вдруг второе дыхание. Тогда решили осмотреться и найти таки то, ради чего пришли. Т.е. Кругозор Ефремова с "великолепным видом на Красную поляну и горные вершины".

Лес со следами

Обнаружили отличную широкую тропу, которая снова повела нас по хребту, но теперь уже без подъемов. Вот такие походы я люблю. Когда не надо пыхтеть и можно, наконец, оглядеться и наслаждаться видами. Наблюдать за травками-листочками.

Тропа между тем превратилась в грунтовую дорогу. По отпечаткам в земле поняли, что это маршрут для квадроциклов.
"Значит скоро будет настоящая грязь",- подумала я. Так и оказалось через некоторое количество пройденных метров и времени. Заприметила между тем, что лес стал меняться. Между буками заплелись ежевичные кусты. Углядела какой-то иной вид папоротника. А еще...прямо на тропе мы обнаружили приличные по величине "кучи" черного присохшего помета. В нем явно выделялись непереваренные желуди и какие-то ягоды. Мы переглянулись.
- Медведь? - одновременно.
В другом месте - основательные подрытости под каштаном. Мне некстати вспомнился какой-то король, погибший на охоте от дикого вепря. Солнце клонилось к закату. В лесу стало темнеть. Идти под горку было гораздо приятней, чем НА горку. Хотя местами спуски были круты и скользки, и я снова взяла в руки палку. Вот почему так в горном Сочи стала популярна скандинавская ходьба! Вспомнилось, как в музее Сухума мы видели несколько разновидностей посохов, с которыми абхазские пастухи и охотники ходили по горам. Такой посох, как правило, имел острое окончание, оббитое металлом. Что делало его не только помощником при спусках - подъемах, но и отличным оружием.

Если не пристрелят
На обратном пути мы держались вместе. Дошли до ручья, который видели сверху. Через него перекинуто толстое бревно, покрытое мхом. Над ним склонил длинные ветви орешник. Не люблю таких препятствий! Плюнула и шагнула в самую грязь колеи разбитой вдрызг квадриками дороги.
По пути встретился поваленный дуб. Падая, он выворотил с собой огромный ком земли.

Хотя землей это сложно назвать. Мощные корни намертво переплелись среди осколков каменистой породы (сланцы?). Впечатались в нее накрепко.

Так мы шли-шли, шли-шли и вдруг дорога закончилась.
Услышали звук бубенчиков и вскоре увидели стадо коз. Вышли к каким-то постройкам на берегу живописного пруда. Беседки, рогоз, в воде отражается лес и облака.

Увидели стоящие у ворот машины.  Но муж пошел по тропе дальше, ну и я за ним. Вскоре тропа закончилась.
Внизу шумела Бешенка. Возвращаться назад, туда, где заметили машины, не хотелось. Сказывалась усталость. Ноги стали как деревянные, каждая-весом в тонну. Решили спускаться по склону к реке. Ну как "решили"? Решил муж, а я согласилась. Куда деваться.
Спустились без падений. Перешли по камням Бешенку (хорошо, что она за лето значительно обмелела), перебрались через габионы (укрепляющие ограждения) и оказались на грунтовой дороге. С другой стороны-железный забор с колючей проволокой.
- Если не пристрелят, куда-нибудь выйдем,- сформулировала я для себя наше ближайшее будущее. И мы пошли.
Окончание

В этой части останется мало "буковок", в основном-"картинки" с краткими пояснениями. Но будет предисловие.

В первых строках своего письма..
Напомню, что текст посвящен нашему походу на гору Монашка (758 м) в окрестностях пос. Красная Поляна.
Высота известна своей живописностью, легкодоступностью для пеших туристов и наличием на ней одной из лучших видовых площадок Большого Сочи - Кругозора Ефремова.
Известный краевед, географ, писатель, защитник дикой природы Кавказа, активно выступавший против поползновений "хозяйственно освоить" заповедные территории - Юрий Константинович Ефремов, согласно завещания, похоронен на Монашке. На Кругозоре его имени установлена памятная плита.

О том, как проходило наше "восхождение" я уже написала выше.А дальше несколько слов вот о чём…

Охрана заповедника и инвестиции – «развитие»

Территория города-курорта Сочи расположена на землях Сочинского национального парка. Краснополянский поселковый округ (значительная его часть) - на землях Сочинского заказника, смыкающегося с Кавказским биосферным заповедником. Эта ОСОБО охраняемая территория включена в список природного наследия ЮНЕСКО, объявлена природным резерватом эталонного значения. В экологическом плане - любое хозяйственное вмешательство в ландшафты, растительность, животный мир заповедника будет иметь необратимые последствия для всего континента Европа.
Для примера-верховья главной реки Сочи-Мзымты-это уже заповедник. Гора Ачишхо с ее Хмелевскими озерами и Ачипсинскими водопадами - заповедник. И так почти все - вокруг Красной Поляны. Между тем хозяйственные и коммерческие действия, интересы, возжелания и прочее владельцев горнолыжных курортов Газпром, Горки-город, Роза хутор устремлены туда, в заповедные глубины. И не просто устремлены, от слов и намерений они давно перешли к делу - стройке новой "рекреационной инфраструктуры". В этом году (в июле 2017 г), глк "Роза хутор" запустил "Парк водопадов" в ущелье р. Менделиха, насколько я знаю, это земля заповедного Сочинского заказника.

Но не только...это еще и приграничная с Абхазией территория. Когда спускаешься в "Парке" к нижнему водопаду, там стоят пограничники.
Сайт КГБЗ заповедника здесь: http://kgpbz.ru/
Экологи-шпионы?

В России 2018 год объявлен Годом экологии. По всей стране проходят всевозможные форумы, конференции, заседания экологов, сотрудников заказников и заповедников. Не остался в стороне и Сочи.
В конце сентября (2017 г) в одном из отелей Имеретинской низменности (до ОИ имела статус ключевой орнитологической территории России) прошел Всероссийский форум ООПТ (особо охраняемых природных территорий).
Кому интересно подробности здесь: http://ecoyear.ru/2017/09/vserossijskij-forum-po-oopt-prohodit-v-sochi-pod-devizom-sto-let-sohranyaem-prirodu/
На открытии мероприятия выступил министр (тогда ещё) природных ресурсов и экологии Сергей Донской (в новом правительстве этот пост занимает другой), который говорил о том, что надо сохранять и беречь, развивать и защищать, потому что это естественно-любить природу своей Родины. Это все прекрасно.
А я хочу привести здесь несколько цитат из речи сопредседателя экологической палаты России Владимира Коптева Дворникова.
Взято отсюда: http://eco.sochilens.ru/2017/10/01/razvitie-osobo-okhranyaemykh-prirodnykh/
- Если мы не будем привлекать инвестиции в национальные парки, то ни у одного гражданского общества не хватит средств на защиту природы, — отметил сопредседатель экологической палаты России Владимир Коптев Дворников.
И еще одна цитата, первая часть которой-"моя любимая":
— Экологические организации, получающие финансирование из-за рубежа и мешающие развитию инфраструктуры в нашей стране могут быть приравнены к иностранным агентам. При этом нельзя не отметить вклад международных организаций в сохранение экологической составляющей Сочи при реализации олимпийского проекта. Многие требования и стандарты «зеленого» олимпийского строительства теперь активно применяются в нашей стране...
Присказка закончилась, перехожу непосредственно к окончанию нашей истории.
Окончание похода
Перейдя реку Бешенку вброд, мы перебрались через габионы и вышли на грунтовую дорогу. Она привела нас к деревянному забору. За ним виднелись дома. Снаружи-симпатичный пруд с беседками и пасущееся стадо коз. Двинулись дальше, попутно замечая в кустах брошенные старые холодильник, стиральную машинку, прочий бытовой мусор.
Еще раз перешли Бешенку по мосткам. Увидели предупреждающий знак, сообщающий о заповедности территории-на той стороне реки (откуда пришли), а на этой-стройка.

На знаке написано, что территория у нас за спиной, заповедная, охраняется государством. Нельзя жечь костры, мусорить, рыбачить-охотиться, собирать грибы-ягоды, находиться без разрешительных документов. В нарушении последнего требования виновны, хоть и не хотели, но забрели таки куда нельзя.

Получается, что "Рыбино" (название комплекса отдыха, который мы прошли) относится к разрешенной рекреационной инфраструктуре. Но если увиденная нами стройка, перешагнет эти 50 см речки за знак, то уже будет-НЕ разрешенной. Кто проследит? Мусор в кустах мы уже видели. Не сам же он там появился. Это не фантик от конфеты, это поврежденная бытовая техника и строительные отходы. К тому ж те, кто едут в баньку, порыбачить в пруду "Рыбино", они тоже берут на это решение в заповеднике? Ой, что-то сомневаюсь!

Классовая ненависть просыпается

Далее мы побрели (устали) по улице Береговой. Это верхняя и пустынная часть Красной Поляны. Увидели лишь пару строителей-узбеков, асфальтирующих дорогу. "Убогие" домишки казались необитаемыми. О том, что это не так, говорят припаркованные авто. Но чаще всего и машин не видели. Тихо. Ухожено. Красиво. Пристойно до того, что внутри тебя начинает закипать классовое недовольство. И пустынно.

Подумали, может это гостевые дома, мини-отели для горнолыжников? Но нет, нигде-ни одной вывески не наблюдается. Обоим в голову пришла одна и та же мысль: "Вот где надо прогуляться сотрудникам Следственного комитета!".
Эта верхняя, фешенебельно-укромная часть поселка поразила меня еще в апреле, когда ходили на дольмены. Когда вышли на Ачишховскую, в район пятиэтажек, переданных городским очередникам (малообеспеченные, нуждающиеся в жилье; ветеранам ВОВ, инвалидам, многодетным и др. категориям), здесь стало поживее.  И погрязней.

Навстречу по улице поднимались люди, открылся прекрасный вид на Аибгу. Ехал рейсовый автобус. Спустились еще ниже-тут уж совсем многолюдно. Вывески строящихся или уже построенных гостиниц, кафе, баров, столовых. Выпили по стаканчику вина. Сели на автобус и вернулись домой. Монашка покорена!
использованы личные фото описываемой местности, снятые в апреле, июле, октябре 2017. Фото памятника Ефремову, его портрет-из интернета